МОТОГОНКИ.РУ, 1 июня 2023 - Я хорошо помню, что точно такая же ситуация муссировалась лет 10-12 назад, и МОТОГОНКИ.РУ о ней писали. Сейчас 2023 год, и история действительно развивается по спирали: мы находимся точно в той же ситуации, что в 2011-12, только на новом витке...
Кубок Испании по мотогонкам среди юниоров, Алькаррас: победитель 1 этапа Challenge 80 - Алонсо Гонсалес
перейти в фотогалерею
И похоже, что волна юных гонщиков со всей Европы, пополняющей ряды пилотов Гран-При с 2000 года, скоро сойдет на нет. Впрочем, вал гонщиков Dorna теперь и не требуется, поскольку в MotoGP всё идет по пути создания монокубка по образу MotoE. Пристраивать сотни талантов просто некуда, и Dorna больше не хочет инвестировать в это - средств и так не хватает.
Предыстория
С 1992 года Dorna Sports начала среди национальных мотофедераций Европы программу развития, которой состояла в прямом спонсорстве гоночных классов серий GP (типа GP125 и 250), коих было множество по всей Европе. Все они (во Франции, Италии, Испании, Германии, Португалии, Великобритании, Чехии и других стран) существовали, но не имели поддержки от национальных федераций. Команды жили за счет пилотов, которые платили им за гоночный сервис. Существовала даже такая формула «GP is a Mama′s & Papa′s sport» (то есть, MotoGP - это спорт родителей). То есть, родители тратили большие деньги на то, чтобы их дети смогли получить доступ в гонки... знакомое, да?
Марк Маркес стал чемпионом GP125 в 2010 году
Благодаря субсидиям Dorna ситуацию удалось круто изменить. Практически все звезды MotoGP, попавшие в тренд с 2004 по 2012 год, такие как Дани Педроса, Марк Маркес, Джек Миллер, Жоан Зарко и Пол Эспаргаро начинали карьеру в национальных GP125 и достигли высот там, прежде чем сделать шаг в Гран-При. В итоге, эти серии стали по-настоящему многочисленны и популярны.
Пример Марка Маркеса хорош, поскольку он меньше всех связан с будущей программой Dorna Sports «Talent Cup» или с Red Bull Rookies Cup - он более «натуральный»: когда Эмилио Эльсамора "открыл" Маркеса, он повел его по традиционному пути - через кубки RACC GP125 - в CEV, где маленький Марк с первой же попытки показал свой потенциал. После перехода Маркеса в Гран-При по его пути пошли сотни других юниоров - он стал для них путеводной звездой на годы!
Карьера Джека Миллера по-настоящему сложилась только после переезда из Великобритании в Германию, где он стал чемпионом IDM GP125. Тогда, немецкая федерация DBSM уже получала субсидирование от Dorna - как раз для таких целей! Благодаря IDM GP125 и той самой программе поддержки от FIM/Dorna, практически бомжующий Миллер получил достойный байк, место в сильной команде и путевку в Гран-При.
Марк Маркес на борту 125-кубового KTM в дебютном сезоне в Гран-При
О каких суммах речь
Dorna убедила FIM, что необходимо инвестировать средства именно в молодое поколение, чтобы каждые 5 лет получать свежую пачку молодых пилотов для MotoGP. Ежегодно, из особого бюджета FIM, напрямую спонсируемого Dorna, национальные федерации получали по 150000 евро (а до 2002 года в эквиваленте национальных валют) на развитие младших классов. Речь шла о сумме около 2 млн евро ежегодно, которая входила во взнос размером 7 млн евро, выплачиваемый Dorna FIM за эксклюзивные права на Гран-При. И за эти деньги Dorna могла диктовать Федерации любые условия - и диктовала!
Вложенные деньги никогда бы не вернулись напрямую, но они вернулись позже, вместе с командами и их спонсорами, когда ряд стран породил толпу новых "Маркесов". Проблема состояла в том, что не все национальные федерации должным образом распорядились этими деньгами, иные просто их профукали. И сегодня очень хорошо видно, кто именно.
Интересные тенденции: главное, кто есть ху
Если пробежаться по историям проектов Dorna в воспитании молодых талантов, ключевым во всем было - кто именно стоял за каждой из этих историй, и кто контролировал развитие.
Дебют Asia Talent Cup
Испания преуспела, поскольку здесь Dorna персонально и очень хорошо контролировала свои инвестиции. В 2005 году Эспелета надавил на RACC, чтобы те наняли "Короля" Кенни Робертса для создания в стране национальной серии GP250. Легенда MotoGP отлично справился со своей задачей. Затем, в 2013 Dorna - через Honda запустила первую серию Talent Cup в Азии: туда отправили Альберто Пуча, и сегодня тайцы, индонезийцы, малайцы, японцы и ближневосточные пилоты имеют неплохую поддержку и регулярно выходят на старты Гран-При по wildcard, а некоторые добиваются постоянных контрактов с командами. Причем, в самой Японии дела обстоят печально: там просто нет потенциала для пополнения рядов юных гонщиков, да и популярность мотоспорта в Стране Восходящего Солнца давно сошла на нет. Тем не менее, вся вместе, Азия дает неплохую поросль.
Кубок Испании по мотогонкам среди юниоров, Алькаррас: PreMoto3 - полная стартовая решетка, 36 пилотов из 45, которые участвовали в квалификации
перейти в фотогалерею
Америка в целом отказалась от сотрудничества с FIM в этой области, и тенденция сохраняется сегодня. В Америке наблюдается четкий конфликт интересов между сильными локальными промоутерами и глобальными, и AMA традиционно стоит на стороне своих организаторов, блокируя или снижая потенциал программ FIM.
Dorna пыталась запустить аналогичные программы развития GP в США и Канаде, включая собственный Red Bull Rookies Cup, но это не заработало, и программы свернули. Сегодня мотогонки в Америке - это Superbike и привлечение на трек всего, что ездит - от нейкедов до тяжеленных чопперов, как было до 2006 года, когда Dorna удалось вернуть MotoGP в Штаты. Америка не видит смысла плодить чисто спортивные (прототипные) серии, потому что их в чистом виде и по отдельности трудно продавать. Заводам интересно инвестировать в продажи дорогих мотоциклов, а организаторам - в шоу. На этом «спорт» заканчивается.
VR46 Riders Academy
В Европе тоже не все проекты складывались гладко. Альпийско-адриатические страны объединились в AlpeAdria Cup, но развитие его было замедлено слабым внутренним менеджментом, и Dorna там никогда не была сильна. На уровне общения с восточноевропейскими и итальянскими официальными лицами у испанцем всегда были серьезные проблемы.
Итальянцы всегда стояли особняком, и FMI (Федерация Италии) развивала свое направление. Даже с учетом того, что итальянцы с удовольствием воспользовались солидной финансовой помощью Dorna, их программа не была успешной, что наглядно выявил и показал проект VR46 Riders Academy. Валентино Росси за 3 года удалось добиться большего, чем всей FMI с 2010 по 2020. Главной проблемой FMI было то, что они давали юным пилотам только инструмент, но не учили пилотов с ним работать, а главное, не трудоустраивали своих выпускников. А программа VR46 обеспечила полный цикл подготовки гонщиков от MiniGP до вступления в Moto2. Опять же, это был проект, не связанный с FIM и Dorna Sports, что позволило Росси вести совершенно независимую политику - «как ему виделось», а видению Росси и сегодня можно позавидовать!
Джек Миллер в IDM GP125
В Германии в 2013 году забили тревогу: стало известно, что у Dorna появились претензии к немецкой DMSB, которая не смогла отчитаться за большую часть из выделенных за 10 лет FIM 1.5 млн евро - деньги просто испарились. Но то, что с 2000 по 2005 год вложения были серьезными, и это принесло результаты, спорить бессмысленно!
В 2000-ных именно на Германию с Швейцарией Dorna возлагала большие надежды в плане развития мотоспорта: тот же Джек Миллер, Сандро Кортези, Йонас Фольгер, Штефан Брадль и еще 3-4 известных немецких имени - за каждым из них стояла большая толпа фанатов и саппортеров. В Германии было несколько команд, которые выступали и в Гран-При, и на национальном уровне, чтобы находить и взращивать юных гонщиков - такие как Kiefer Racing и PrustelGP. И они давали "потомство". Швейцария, как ближайшая к Германии мотоциклетная держава росла вместе с немцами: Томас Люти, Ренди Крумменахер, Доминик Эгертер, Йеско Раффин и Робин Мюльхаузер, благодаря началу карьеры в IDM GP125, затем вступили в Гран-При.
Джек Миллер в IDM GP125
Но с момента прекращения субсидирования младших классов и открытия Dorna программы Northern Talent Cup, IDM стал превращаться в «трек-дни для ветеранов», как называют серию в самой Германии. Чемпионат Германии избавился от гранприйных классов Moto3 и GP2 (аналог Moto2) в пользу Superbike/Supersport, а юные пилоты вынуждены мигрировать в Испанию. Последние 3-5 лет заметен стремительный упадок - IDM Superbike стареет: средний возраст гонщиков превышает 35 лет.
Что же происходит и к чему идет?
Глядя на всё происходящее, в Dorna приняли решение, что программа субсидирования и развития младших классов должна прекратиться, как бессмысленная трата денег. Дополдлинно неизвестно, в каком году было принято это решение, но с 2019 года национальные федерации в Европе больше не получают дотации на развитие младших классов.
То есть, что произошло? Dorna прекратила субсидирование на уровне FIM, оставив только те программы, которые контролирует и промоутирует самостоятельно: FIM JunorGP (CEV Moto3), Talent Cup и FIM MiniGP World Series. Это - создание вертикальной монополии на пути в MotoGP.
Немецкий мотоспорт является хорошим примером, что за этим следует: сильнейшим пилотом Германии является украинец Илья Михальчик! И хотя он уже многократный чемпион IDM Superbike, так и не стал «своим», большинство немцев понятия не имеют, как пишется его имя.
В России есть молодые гонщики, способные вскоре занять места на стартовой решетке во взрослых классах
Сейчас у России есть уникальная возможность - перехватить инициативу, поскольку категория Supersport 300 прирастает и развивается, но между ней и кубковыми сериями пит-байков по-прежнему есть законодательная дыра, которая не позволяет юниорам, не достигшим возраста 15 лет, выступать на больших треках. Сегодня мотогонки в России перестали быть просто трек-днями и покатушками по выходным, а стали серьезным спортом, как минимум, на уровне команд и участников. Ужесточаются спортивные и технические регламенты - это уже происходит на уровне МФР.
И насчет доступа юниоров на большие треки решение ищут.
4 этап чемпионата Supermoto.ru - супермото S1, минимото, MiniGP, минимотард (Фирсановка)
перейти в фотогалерею
В рамках LAVR MOTORING есть программа по развитию MiniGP, за которой стоит спонсор - российская компания Delrus. Сейчас эта программа прорабатывается. Генеральный партнер Motoring, компания Motorrika закупила для этой программы достаточный объем прототипов Ohvale GP-0 в комплектации Гран-При FIM MiniGP образца 2021 года.
По подсчетам российского промоутера, у нас есть порядка 13-15 юниоров, которые через 2-3 года могут пополнить ряды класса Supersport на совершенно новом уровне.
Им нужно сейчас начать вкатываться в "большие" мотоциклы класса PreGP и Supersport 300, параллельно ведя борьбу в кубковых сериях MiniGP между собой. Поскольку правилами МинСпорта дети до 15 лет не могут участвовать в гонках вместе со взрослыми в рамках Чемпионата России по кольцевым гонкам, собрать кворум для организации отдельных заездов невозможно. Но в MiniGP гонки проводятся регулярно.
Когда 14-летние пересядут на 300-кубовые мотоциклы, опыт, полученный в предыдущих сериях, незамедлительно скажется на качестве гонок.
Каков может быть этот уровень, свидетельствует вступление в Чемпионат России того же Артёма Мараева, прошедшего «курс молодого бойца» в Red Bull Rookies Cup: еще до вступления в RBRC Артём на малокубатурном прототипе конкурировал на Moscow Raceway с пилотами-любителями на "литрах" исключительно благодаря классу пилотирования. Не стоит забывать и тот факт, что Макар Юрченко сейчас является безусловным №1 по абсолютной скорости в классе Superbike, и никто (кроме Леонова) не может его догнать. Секрет прост - многолетняя подготовка в юном возрасте в классах PreGP и Moto3.