МОТОГОНКИ.РУ, 10 апреля 2024 - Circuit of the Americas - самый современный автодром в Соединенных Штатах, построенный в 2012 году и сразу же вошедший в календарь Формулы-1, а с весны 2013 года и в MotoGP. Идея создания автодрома принадлежала промоутеру Таво Хельмуду, который взял в партнеры миллиардера Реда МакКомба, а также легендарного американского мотогонщика Кевина Шванца, который стал соавтором проекта трассы.
Все чудеса в одном месте
Таво Хельмуд хотел получить трассу, объединяющую в одном месте все лучшие и самые известные связки поворотов других мировых трасс. С этой идеей он обратился к проектировщику Герману Тильке, а Шванц добавил от себя несколько интересных элементов. В итоге, в дизайне COTA можно увидеть массу знакомых всему миру MotoGP элементов, таких как связка Maggots-Becketts-Chapel из Silverstone, S-Curves из Suzuka Circuit, 8-й поворот Istanbul Circuit, а также S-образная секция поворотов из Hockenheimring. Все их удалось увязать в одну трассу, ставшую крепким орешком для гоночных инженеров и пилотов MotoGP.
Круг по Circuit of the Americas
Circuit of the Americas
Имя автодрома - «Кольцо всея Америк» - идея Реда МакКомба, которую он отстоял, поскольку считал, что положение COTA в Техасе идеально подходит на роль связующей нити между Северной и Южной Америками. Партнеры, включая Хельмуда, предлагали свои названия, такие как «Speed City», «Land of Speed» или «Texan Dream». Но МакКомб зарегистрировал свою марку - и поставил точку в вопросе.
Как Кевин Шванц не стал промоутером MotoGP
Шванц и его компания 3fourTexas планировали получить права промоутера для проведения MotoGP: в 2011 году Кевин заключил с Dorna Sports контракт на проведение Гран-При Техаса с 2013 года, но в 2012 году лишился прав из-за большой интриги, которую устроили владельцы автодрома. Хельмуд и его партнеры передумали и решили проводить Гран-При Америк самостоятельно, без посредников. Поэтому, они уведомили Dorna, что у них нет контракта с 3fourTexas, и они не предоставляют компании Шванца прав на использование COTA. Dorna разорвала контракт с 3fourTexas, заключив его с компанией, которую представил Хельмуд.
Быстрая и сверхтехничная
Круг Circuit of the Americas имеет в длину 5513 метров, это одна из самых длинных трасс в календаре MotoGP. К тому же, она обладает двумя прямыми отрезками, где можно разогнаться до невероятных скоростей. Но при этом, COTA не конкурирует по скорости с Mugello Circuit и Barcelona-Catalunya. Причина?
Схема Circuit of the Americas
Главная прямая COTA длиной 1090 метров начинается от шпильки 20-го поворота, в которую пелетон входит на скорости всего в 120-125 км/ч. Вся прямая - это подъем на холм, в ходе которого прототипы поднимаются на невероятную высоту почти в 40 метров. В отличие от Sachsenring, где спуск на ту же высоту происходит стремительно на дистанции всего 350 метров, в Остине взлет не так заметен из-за большой дистанции. Но сопротивление, которое приходится преодолевать прототипам MotoGP, снижает скорость. В итоге, хотя на холм они влетают на 6-й передаче, максимальная скорость перед точкой торможения не превышает 305-310 км/ч.
Демонстрация перепадом высот Circuit of the Americas
А прямая, соединяющая 11 и 12 повороты, не такая уж и прямая. На самом деле, это 1207-метровая дуга с плавным правосторонним уклоном. Из 11-го поворота пелетон MotoGP выходит на скорости 57 км/ч и достигает 338 км/ч перед точкой торможения в Т12. Т12 является сложной техничной шпилькой, так что входить в нее приходится, замедлившись до 65 км/ч. В общем, пилоты MotoGP ведут себя там осторожнее, чем в Муджелло.
И не только там! В 2023 году Гран-При Америк выиграл Алекс Ринс из LCR Honda, который на протяжении первой половины главной гонки преследовал Пекко Баньяю из Ducati Lenovo Team, а затем занял позицию лидера после внезапного вылета действующего чемпиона мира. Что произошло?
Пекко проехал первую половину гонки безупречно, не допустив ни одной ошибки. Однако, в какой-то момент потерял концентрацию и при выезде с холма его вынесло всего на 20 сантиметров шире накатанной траектории. Он оказался на чуть-чуть более грязном (и скользком) асфальте и, открыв "газ", мгновенно нарушил баланс держака между передним и задним колесом своего Desmosedici GP23 - переднее колесо сорвалось, и Пекко вылетел в гравий.
С точки зрения инженеров
COTA не является сверхсложной трассой с точки зрения инженера MotoGP, и нагрузка на тормоза, например, не в пример ниже, чем в Сепанге или Мотеги. Сильно нагруженных поворотов только три - это Т1, Т11 и Т12, следующие за прямиками. Торможение занимает лишь 25% времени движения по кругу.
Но для подвесочников Circuit of the Americas - это головная боль. Даже после двойной реконструкции, которую автодром провел после землетрясений 2013 и 2017 года, не удалось устранить все неровности. В 2018 году COTA провела перекладку асфальта, но это никак не помогло, поскольку афтершоки от землетрясения близ Далласа магнитудой 5 баллов нарушили целостность бетонной основы трассы в трех секторах. Особенно много кочек появилось в 3-м и 4-м секторах. Стало ясно, что нужно демонтировать и перезаливать бетон, и только затем, на новую, ровную основу класть асфальт. Эту реконструкцию удалось провести только в 2020 году, во время пандемии. Новый асфальт испытали на Гран-При Америк 2021 года, и он оказался очень цепким. Однако, часть неровностей в финальном секторе все же сохранилась (Т17-Т18, где не трогали бетонную подушку).
Настройка шасси прототипа MotoGP для Circuit of the Americas - это тонкая комбинация гибкости и стабильности на прямых, что всегда вызывает массу проблем у команд. И какого-то одного идеального мотоцикла для COTA не существует.
Вот, почему в гонке 2023 года на 1-2 места вышли пилоты Honda и Yamaha - их шасси лучше справляются со сложным треком в Остине. Длинные шасси Ducati и Aprilia, ориентированные на идеально гладкие трассы, где обеспечивается предельно возможный держак, здесь могут подкидывать своим пилотам неприятные сюрпризы.